Отдых в Японии: Хакодатэ, город — порт и исторические районы
Сейчас в Хакодате попадают чаще всего поездом, проходящим через подводный туннель Сэйкан, соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо. Почти часовое сухопутное путешествие под дном морского пролива само по себе довольно экзотично. Особый интерес поездке под землей и водой добавляет остановка на платформе Ёсиока Кайтэй (Yoshioka Kaitei) — одной из двух станций внутри тоннеля (для осмотра ее следует приобрести соответствующий билет). Эти платформы, задуманные как пункты спасения пассажиров поезда, попавшего (не дай Бог!) в катастрофу, когда морские воды (теоретически!) прорвутся в туннель, поражают продуманностью и своим оборудованием. Интересен и рассказ экскурсовода о строительстве туннеля, его особенностях, стоимости.
Хакодате (в переводе с японского это означает нечто вроде «дом-коробочка», «коробчатый замок») ведет свою историю с 1741 года. Вначале это был исключительно рыбный порт. И поныне душный запах гниющей рыбы ощущается приезжими. Этот аромат усиливается ежегодно в период лова кальмара, поскольку большую часть улова местные рыбаки вялят на солнце. Кстати, рыбный рынок Хакодате считается одним из самых богатых в стране.
В 1864 году здесь была построена крепость Горёкаку, чтобы оборонять южные берега Хоккайдо от иностранных, прежде всего русских, кораблей. Но строилась она уже не как японский замок, а скорее как европейская крепость с мощными, окруженными рвами с водой бастионами и в плане напоминает пятилучевую звезду. Да и архитекторами Горёкаку стали приглашенные в страну специально для этого французские специалисты. (От железнодорожного вокзала сюда можно добраться за 8 минут на такси или за 15 минут автобусом.) Крепость Горёкаку вошла в историю Японии как место ожесточенной битвы между сторонниками сёгуната и монархистами в 1869 году.
Мощное орудийное прикрытие Горёкаку позволило японским властям включить гавань Хакодате в список портов, открытых для посещения иностранными торговыми кораблями в соответствии с подписанным в 1854 году в Канагаве договором между правительством Японии и американским коммодором М. Перри. Но задолго до этого, в июле 1792 года, в Хакодате заходил российский корабль, на котором в Японию прибыла дипломатическая миссия во главе с Адамом Лаксманом. Тогда россияне пытались договориться с командированными в Хакодате представителями японского правительства о возможности официального визита в Токио или Киото. Переговоры тогда закончились безрезультатно, и Лаксману пришлось отбыть восвояси. Но с открытием в 1859 году этого порта для иностранных судов интерес россиян к Японии значительно возрос. Обусловлено это было тем, что акватории основных дальневосточных портов России — Николаевска-на-Амуре и Петропавловска-Камчатского — в зимний период замерзали. Да и оборудованы они в то время были крайне слабо. Поэтому формировавшийся Тихоокеанский флот России предпочитал использовать в качестве стационара — зимней стоянки и ремонтной базы — гавань Хакодате. Надо ли удивляться, что именно в этом городе в 1858 году обосновалось первое за всю историю российско-японских отношений консульство Российской империи, возглавленное Иосифом Гошкевичем. До открытия в 1874 году Посольства России в Токио оно было единственным российским дипломатическим представительством в стране. А в 1861 году в Хакодате прибыл священник Николай (в миру Иоанн Касаткин, в будущем — Св. Николай Японский), приложивший немало усилий не только к строительству в этом городе здания православной церкви, но и к формированию ее паствы из числа российских моряков и местных жителей.
Над гаванью Хакодате и по сей день возвышаются зеленые купола православного храма, заложенного еще в 1862 году. В начале XX века он был уничтожен пожаром, а в 1916 году восстановлен. С тех пор этот храм охраняется как важное культурное наследие. На склоне горы Хакодатеяма (Hakodateyama) со времен Мэйдзи сохранился западный квартал, где почти полтора столетия назад приглашенные из Европы и Америки специалисты возвели свои дома. Рядом существует старое Иностранное кладбище, на котором есть немало (по японским данным, около 45) могил и наших соотечественников.